воскресенье, 29 января 2012 г.

Йога

Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.



В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.

Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры.

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Асана — это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.

Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательно статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.

Асаны можно классифицировать по типам исполнения: сидячие позы, лежачие позы, перевернутые позы, скрученные позы, позы с наклонами в разные стороны, позы равновесия.

По типам воздействия асаны бывают: растягивающие, скручивающие, силовые, перевёрнутые, сдавливающие и комбинированные.

По задачам: медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги, и терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм.

Согласно Патанджали, асана «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными».

Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным.

В «Хатха Йога Прадипика» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан.

Ограниченное количество упражнений являлось следствием четкого понимания, что йога — это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека.

Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей и зависеть от их физических и психологических особенностей.

Механизм воздействия асан на организм - это изменение гидростатического давления в различных полостях тела при выполнении асан, оказывающее влияния на деятельность физиологических систем организма.

Рефлекторный механизм асан заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, позволяющего напрямую влиять на функции различных органов.

Выделяют также стрессовый и гормональный механизмы влияния хатха-йоги на организм человека.

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом.

В школах бхакти вайшнавизма, сама бхакти, или «любовное преданное служение Богу», является конечной целью практики йоги.

В гаудия-вайшнавизме, одном из основных направлений вайшнавизма, высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу».

В вайшнавизме, достигнув совершенства в бхакти-йоге, вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтху или Голоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.

Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.