вторник, 10 апреля 2012 г.

Пасхальные яйца

Пасхальные яйца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Пасхальные яйца являются обязательным атрибутом дня поминовения Чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.


Расписыванию яиц всегда посвящали много времени, за этим занятием семья проводила весь вечер Великого Четверга, так как в Страстную Пятницу пекли куличи, а в ночь с Великой Субботы на Воскресение освящали. 

«Писали» яйца специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали в растопленный воск. Осуществление производственного контроля было очень важно для получения качественного результата


Расписанные таким образом яйца окрашивались в местах, не тронутых воском. 

Иногда на разноцветно окрашенные яйца наклеивали из золотистой или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения.


В Болгарии такие писанки назывались «годенишками» или «сгоденишками». Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка.


Писанки — это более сложный способ раскрашивания яиц, это яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. 

На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. 

Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять макают в другую краску.


Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — или над пламенем газовой горелки, или над свечой. 


По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.
Ещё в начале XX века «писанки» были очень популярны и любимы.


Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, и, по всей видимости, писанки существовали у славян до принятия христианства.
Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной — из него родился мир, окружающий человека. 

Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. 

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.


В славянской традиции яйцо — источник и жизни и смерти в зависимости от воли и фазы Луны, владычицы вод, в чьей власти и жизнь, и смерть, и рождение. 

Согласно народным поверьям в яйцо в зависимости от времени, когда оно было снесено, можно было скатать и раскатать всё что угодно и посредством того же яйца передать кому угодно. 

Болезни, порчу, богатство, молитву, заклинание можно было передать и дьяволу, и Всевышнему, и соседу.


Куры, в особенности петух, символизировали плодородие и тоже состояли в зависимости от Луны. Молодым в опочивальню подавали жареную курицу или петуха или же яичницу из одного яйца.


Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. 

Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.


В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. 

Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.


Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.


Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.


Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.


Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.


По одной из версий, обычай красить яйца связан с Великим постом. В его течение согласно правилам греческих православных Церквей нельзя употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. 

Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с неварёными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.


В Украине в Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялись в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. 

Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.















Расписывают яица вечером Великого Четверга, а в Страстную Пятницу пекут куличи. В ночь с Великой Субботы на Воскресение яйца освящают.