среда, 21 октября 2015 г.

Чем факторинг отличается от кредитования

В XX веке в международной коммерческой практике получили широкое распространение факторинговые операции. Факторинг — это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.


В факторинге участвуют три стороны: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор) и покупатель товара (дебитор).

В те годы участники факторинга столкнулись с отсутствием нормативно-правового регулирования. Поэтому в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международных факторинговых условиях, подготовленная Международным институтом унификации частного права. Эта конвенция помогла унифицировать ряд норм, регулирующих правовые отношения участников факторинговых сделок, и урегулировала вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах.

В СССР факторинг был внедрён в 1988 году в качестве эксперимента. Из-за отсутствия на тот момент методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Россия является участником Конвенции о международном факторинге c 1 марта 2015 года. Основной деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков путём выкупа краткосрочной дебиторской задолженности. Между факторинговой компанией и поставщиком товара заключается договор о том, что ей по мере возникновения требований по оплате поставок продукции предъявляются счета-фактуры или другие платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет дисконтирование этих документов путём выплаты клиенту 60−90% стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент с него за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги, для чего используется факторинг ставка.

Существует несколько видов факторинговых услуг, отличающихся друг от друга прежде всего степенью риска, который принимает на себя факторинговая компания.
  • Факторинг с регрессом — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.
  • Факторинг без регресса — вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту).
  • Факторинг бывает открытым (с уведомлением дебитора об уступке) и закрытым (без уведомления).
  • Факторинг бывает реальным (денежное требование существует на момент подписания договора) и консенсуальным (денежное требование возникнет в будущем).
  • При участии одного фактора в сделке факторинг называется прямым, при наличии двух факторов — взаимным.
  • Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.
  • Факторинг называется внешним (чаще используется название международный факторинг) (international factoring), если фактор и его клиент (поставщик товара) являются резидентами разных государств.
  • Электронный факторинг отличается от традиционного тем, что работает на основе электронного документооборота. Такой вид факторинга позволяет в автоматическом режиме осуществлять сделки по подтверждению и уступке прав требования на основании пакетов электронных документов по поставкам.

По сравнению с кредитованием факторинг имеет ряд отличий:
  1. Залоговое обеспечение. В отличие от кредитования, где необходимо в большинстве случаев обязательное материальное залоговое обеспечение (основные средства, товары в обороте, сырье и прочее), при операциях факторинга обеспечением выступает дебиторская задолженность компании.
  2. Оценка финансового состояния. Жесткие требования к финансовому состоянию компании и качеству финансовой отчетности в меньшей степени влияют на положительное решение вопроса при факторинге, чем при кредитовании. Факторинговые компании в большей степени интересуются качеством и диверсификацией дебиторской задолженности поставщика.
  3. Гибкая схема работы. В отличие от кредитования, факторинг не связывает так руки финансовым директорам жесткими временными рамками (при кредитовании в основном используется единовременная или по утвержденному графику выборка кредитных средств и аналогичное погашение). Факторинговое финансирование осуществляется по факту отгрузки товара одобренным дебиторам и фактически пропорционально объему продаж. Погашение же факторингового финансирования осуществляется в момент оплаты отгруженного товара дебиторами.
  4. Высокие темпы роста продаж. Более «гибкое» и постоянное финансирование при факторинге в совокупности с эффективным управлением дебиторской задолженностью позволяет более высокими темпами увеличивать товарооборот компании. По факту отгрузки товара в адрес одобренных дебиторов финансируется 90 % от суммы каждой поставки. Таким образом, объем финансирования растет пропорционально объему продаж.

Факторинг — это не только финансирование. Полный комплекс факторинговых услуг подразумевает управление дебиторской задолженностью, покрытие ряда рисков (потери ликвидности, кредитного, инфляционного, валютного), информационно-аналитическое обслуживание (специальные IT, позволяющие контролировать движение денежных средств, текущее состояние дебиторской задолженности, платежную дисциплину покупателей, планировать ежедневные финансовые потоки компании и формировать аналитические отчеты для принятия управленческих решений). Перечисленные услуги и формируют добавленную стоимость факторинга, которая отличает факторинг от обычного кредитования.

Источник «Коммерция и флот»

Комментариев нет:

Отправить комментарий